Логотип
Телефон
Приемная
8 (8662) 730-730
Адрес
КБР, г. Нальчик,
ул Головко 7-а
Режим работы
Пн-Сб - 8:00-20:00
Воскресенье - Выходной

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

 

На конституционном уровне право на информацию предполагает:

  • Обязанность органов власти и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ)
  • Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ)
  • Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ)
  • Ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, ст. 8.5. КоАП, ст. 237 УК РФ)

На уровне профильного законодательства в сфере информации и персональных данных, определены права на:

  • Бесплатное получение информации, непосредственно затрагивающей права, свободы и установленные законодательством обязанности заинтересованного лица (пп. 2, 8 ст. 8 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);
  • Получение информации, касающейся обработки его персональных данных (ч.1, 7 ст. 14 Закона «О персональных данных»);
  • Требование от оператора уточнения персональных данных гражданина, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными,  незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки (те же нормы)

Действующее законодательство в сфере здравоохранения определяет следующие права граждан на информацию:

  • Пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о  состоянии его здоровья (ч. 5 ст. 19 Закона «Об основах охраны здоровья»)

Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья (ст. 22 Закона «Об основах охраны здоровья»), включая сведения:

  • О результатах медицинского обследования;
  • О наличии заболевания;
  • Об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания;
  • О методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске;
  • О возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях;
  • О результатах оказания медицинской помощи.

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние (ст. 23 Закона «Об основах охраны здоровья»), включая информацию о:

  • Санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания;
  • Состоянии среды обитания;
  • Рациональных нормах питания;
  • Качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд;
  • Потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Условия реализации права

Информация, касающаяся обработки персональных данных пациента. Информация, касающаяся обработки персональных данных пациента предоставляется по его запросу, содержащему указание на реквизиты документа, удостоверяющего личность лица и сведения подтверждающие обработку медицинской организацией персональных данных пациента (например, договор, полис ОМС) (ч. 3 ст. 14 Закона «О персональных данных»).

  • Право пациента на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья
  • Право пациента на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья реализуется им самим, врачом, медицинской организацией, с возможным участием страховой компании, уполномоченных органов власти.

Содержание данного правомочия при самостоятельном его использовании пациентом сводится к возможности:

• Непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья.
• Получать на основании документации консультации у других специалистов.

На основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.

Сведения о состоянии здоровья, правах, обязанностях пациента доводятся врачом (ч. 2 ст. 70 Закона «Об основах охраны здоровья»):

  • При реализации права пациента на выбор врача и медицинской организации ст. 21 Закона «Об основах охраны здоровья»).
  • При испрашивании информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (ст. 20 Закона «Об основах охраны
    здоровья граждан»).
  • При непосредственном обследовании и лечении, с учетом некоторых
    нюансов:

По общему правилу право на получение информации возникает непосредственно у пациента по достижению им 15-летнего возраста;

При вероятности неблагоприятного исхода лечения, информация об этом в деликатной форме сообщается пациенту, супругу (-ге), близкому родственнику или лицу, которое определено пациентом (за исключением случаев запрета пациентом информировать перечисленных лиц).

В зависимости от условий, оказания медицинской помощи, сведения о правах, обязанностях и состоянии здоровья пациента предоставляется медицинской организацией.

По общему правилу, медицинская организация обязана (п. 6, 7, 3 ст. 79 Закона «Об основах охраны здоровья», ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»):

  • Информировать граждан в доступной форме об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках, об уровне их образования и об их квалификации;
  • Предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;
  • Информировать граждан о возможности получения медицинской помощи по программе ОМС (ст. 79 п. 3 Основ);
  • Необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора медицинских услуг (ч. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»);
  • Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг) (ч. 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»).

Информация при предоставлении бесплатной медицинской помощи

При оказании бесплатной медицинской помощи медицинской организацией до сведения пациента доводятся:

  • Информация о порядке, объеме и условиях оказания медицинской помощи по программе ОМС (ч. 2 ст. 79 Закона «Об охране здоровья»);
  • Информация о режиме работы и видах оказываемой медицинской помощи (непосредственно и на официальном сайте медицинской организации), показателях доступности и качества медицинской
    помощи (ст. 20 пп. 6, 7 Закона «Об ОМС»).

Участие страховых компаний в информировании пациентов

В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона «Об ОМС» функция по информационному сопровождению пациентов при организации оказания медицинской помощи возложена на страховые компании.

Данные субъекты в том числе, обязаны информировать граждан:

  • О правах и обязанностях застрахованных лиц (ч. 7 ст. 14 Закона «Об ОМС»);
  • О медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в данном регионе по программе ОМС;
  • О видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
  • О выявленных по обращениям застрахованных лиц нарушениях при предоставлении медицинской помощи (подробнее Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н).

Информация при предоставлении платных медицинских услуг

  • При предоставлении пациенту платных медицинских услуг, законодательство обязывает сообщать пациенту, в том числе:
  • О возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы (п. 6 Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 – далее ПП № 1006);
  • Перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях (ПП № 1006);
  • Сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты (ПП № 1006);
  • Сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации (п. 11 ПП № 1006);
  • Режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг (ПП № 1006);
  • Информацию о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения (п. 29 ПП № 1006);
  • Об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях
    (противопоказаниях) к применению (п. 29 ПП № 1006).

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

Реализация права пациента на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние (ст. 23 Закона «Об основах охраны здоровья») не обходится без применения Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (хотя вопрос о распространении
действия данного закона на медицинские организации окончательно не ясен и скорее имеет отрицательный ответ).

Ответственность

Как показывает практика, непредставление пациенту информации, влечет за собой его неосведомленность о ходе лечения, состоянии здоровья, возможностях системы здравоохранения и как следствие несоответствие результата обращения за медицинской помощью ожиданиям пациента (провозглашенных СМИ, заявленных в рекламе). Все эти факторы благоприятствуют возникновению конфликта при оказании медицинской помощи.

Однако и само по себе нарушение права пациента на предоставление информации является правонарушением в отношении которого законодательством предусмотрены санкции. Вот некоторые из них.
При оказании бесплатной медицинской помощи:

  • Невыполнение обязанностей об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (ч. 2 Ст. 6.30 КоАП РФ);
  • Отсутствие информированности населения, является основанием для отказа (уменьшения) в оплате медицинской помощи медицинской организации (Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230).

При оказании платной медицинской помощи

  • Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге, об исполнителе и о режиме его работы (ст. 14.8. КоАП РФ);
  • «Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков» (Ст. 12 Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге));
  • Невыполнение обязанностей об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной
    медицинской помощи (ч.1 Ст. 6.30 КоАП РФ).

При этом необходимо не забывать, что действие Закона «О защите прав потребителей», в том числе в части прав на информацию, распространяется на случаи оказания пациенту бесплатной медицинской помощи.

Во всех случаях:

  • Предоставление недостоверной или недостаточной информации о медицинской услуге может служить самостоятельным основанием для возмещения вреда (ст. 1095 ГК РФ);
  • Отказ в предоставлении пациенту информации может быть квалифицирован как административное правонарушение (ст. 5.39 КоАП РФ) или же как уголовное преступление (ст. 140 УК РФ), если подобный отказ причинил вред правам и законным интересам пациента.